Сенат принял проект Кодекса о недрах и недропользовании
На пленарном заседании Сената Парламента РК депутаты приняли Кодекс РК «О недрах и недропользовании», а также пакет сопутствующих поправок к нему, сообщает корреспондент Zakon.kz.
Как отметил министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек, прозрачность и простота процедур предоставления права недропользования является эталоном инвестиционной привлекательности в мировом горнорудном секторе.
«Внедрение лучших подходов должно стать толчком к прорыву Казахстана на мировой рынок геологоразведки, привлечению современных технологий разведки и добычи, созданию новых рабочих мест именно в отдаленных регионах. Следует отметить, что австралийский опыт получил распространение по всему миру, особенно в Перу, Канаде, Чили. Все эти страны обладают самым высоким рейтингом привлекательности инвестиций в недропользование», — сказал глава ведомства.
В качестве примера он привел то, что капитализация Канадской фондовой биржи только в части юниорских компаний (мелкие компании с минимальной капитализацией) составляет более 58 млрд долларов США.
«В Австралии работают практически все крупнейшие горнорудные компании мира, количество компаний в сфере «майнинга» достигло 15 000, выдано более 23,5 тысяч лицензий, разведочными работами покрыто 27% всей территории страны (для сравнения в Казахстане заключено только 600 контрактов). А это — рабочие места, открытие новых месторождений и развитие смежных производств. По выводам отчета Маккэнзи, в случае запуска массовой геологоразведки в Казахстане прогнозируется открытие не менее 15 месторождений мирового уровня, а также открытие новых горнорудных провинций», — уточнил министр.
В связи с этим, по его словам, с целью обеспечения существенного притока инвесторов в геологоразведку, в качестве ключевого нововведения проекта Кодекса было выбрано внедрение упрощенного порядка предоставления права недропользования, основанного на принципе «первой заявки» с ежегодно возрастающей ставкой аренды.
«Если коротко, то его суть заключается в предоставлении права недропользования на участках площадью около 2 кв км в одном блоке. Можно взять сразу максимум 200 блоков, но придется вкладывать в каждый и отчитываться также по каждому из них отдельно. Это все стимулирует комплексное изучение всей контрактной территории — сейчас имеются контрактные территории в тысячи квадратных км, на которых фактически работы ведутся только на 10 кв км. А самое главное — будет обеспечена масштабная, качественная и детальная геологоразведочная изученность Казахстана. Так, к примеру, затраты Казахстана на разведку из расчета на 1 кв км составляют всего 7$, в Австралии — 167 долларов США, в США — 87 долларов США, в Канаде — 203 доллара США. То есть сегодня инвестиции в геологоразведку не обеспечивают восполнение запасов страны», — пояснил Ж. Касымбек.
Отдельно проектом Кодекса предусматривается обеспечение доступности геологической информации, открытой становится информация о недропользователях, условиях недропользования и конечных бенефициарах. Также предусматривается предоставление гарантий стабильности условий недропользования. Приоритетное право государства сохраняется только в отношении стратегических участков по углеводородам и урану (КМГ, КАП). Для твердых полезных ископаемых сохранен режим блокировки сделок для обеспечения национальной безопасности.
«Предусмотрено усиление механизма ликвидации последствий недропользования путем введения финансовых инструментов обеспечения. Также в целях исполнения ликвидационных обязательств меняется подход к техногенным минеральным образованиям, которые являются собственностью недропользователя на время действия лицензии на недропользование и переходят к государству после ее прекращения, если не вывезены с участка недр», — проинформировал глава ведомства.
По его данным, для стимулирования инвестиций в глубокие переделы Кодекс предусматривает заключение соглашений о переработке твердых полезных ископаемых, устанавливающих инвестиционные преференции. Минимальный объем инвестиций для таких проектов составляет 7 млн МРП.
«Возможность заключения данного соглашения будет доступна недропользователям, осуществляющим добычу твердых полезных ископаемых. Добыча подземных вод вне зависимости от объема добычи переводится в режим специального водопользования (Водный кодекс). В целях регламентирования добычи драгоценных металлов и камней на россыпных месторождениях в рамках проекта Кодекса вводится новый вид недропользования — старательская добыча. Для обеспечения преемственности действующих контрактов и обеспечения поэтапного введения отдельных положений Кодекса о недрах предусмотрена отдельная глава, которая устанавливает порядок введения в действие Кодекса и переходные положения», — сказал министр.
В заключение глава ведомства добавил, что все нововведения соответствуют наилучшей мировой практике, обеспечат конкурентоспособность условий недропользования в РК в сравнении с другими странами и повлекут значительное улучшение инвестиционной привлекательности отрасли, послужат основой для открытия новых месторождений, появления дополнительных рабочих мест.
На пленарном заседании сенаторы приняли также сопутствующий закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам недропользования». Целью данного документа является приведение в соответствие действующего законодательства с нормами проекта Кодекса «О недрах и недропользовании» и вносятся изменения и дополнения в 16 законодательных актов, в том числе в 6 кодексов и 10 законов РК.