Спрос рождает предложение
2016 год оказался весьма благополучным для рынка цветных металлов – котировки большинства из них продемонстрировали уверенный рост. Как прогнозируют аналитики, ценовая конъюнктура продолжит улучшаться и в текущем году. Вместе с тем высокая рыночная волатильность, похоже, сохранится, а потому горнодобывающие компании вряд ли будут готовы интенсивно наращивать инвестиции.
Цены на цветные металлы заметно выросли по итогам 2016 года. Причем уже прошлым летом некоторые сырьевые товары горнодобывающей индустрии зафиксировали рост на 50% и выше. По мнению экспертов, столь стремительное ралли во многом было вызвано низкой базой — в конце 2015 года цены сырьевых товаров упали до многолетних минимумов. Более того, в последние три года они находились в нисходящем тренде: с начала 2013 года никель, медь и алюминий подешевели на 50%, 31% и 20% — до $10 450, $5 700 и $1 748 тыс. за тонну, соответственно.
Согласно данным New York Mercantile Exchange, котировки цинка в 2015-м достигли самой низкой за последние шесть лет величины, снизившись до $1 460 за тонну. Ну а главными аутсайдерами оказались никель и молибден. По информации Лондонской биржи, стоимость тонны никеля опустилась почти вдвое — до $8 600, а молибдена — до $11 500. Переломный момент произошел в середине прошлого года, когда цветные металлы значительно подорожали. Однако к концу 2016-го на рынке наблюдалась коррекция, хотя к минимумам конца предыдущего года цены так и не вернулись.
В начале текущего года на рынке цветных металлов вновь наблюдалось ценовое ралли. Происходило это под влиянием ожидающегося сокращения глобального предложения и проблем с поставками.
Кроме того, повышению котировок способствовало ослабление американской валюты, все еще быстрые темпы роста китайской экономики, а также обещания председателя КНР Си Цзиньпина на экономическом форуме в Давосе о намерении бороться с протекционизмом.
По мнению большинства экспертов, основными определяющими факторами для цен на цветные металлы в этом году останутся состояние спроса на продукцию гмк в Китае и экономическая политика президента США Дональда Трампа.
Алюминий
За прошлый год цены на алюминий увеличились на 19% — до $1 739 за тонну. Стоимость этого металла росла на ожиданиях снижения алюминиевого производства в Китае. Вклад в удорожание также внесли разногласия Вашингтона и Пекина по вопросу о доступе китайского алюминия на американский рынок.
Ожидается, что цены на этот металл продолжат расти и в этом году из-за снижения его предложения и увеличения спроса. По оценке компании РУСАЛ, рост мирового потребления алюминия в2017-м составит 5 в связи с увеличением спроса со стороны КНР до 33,5 млн т, в то время как дефицит поставок этого металла может достичь почти 1,1 млн Т. Мировое потребление алюминия в РУСАЛе оценивается на уровне 62,7 млн т а предложение — в 61,6 млн т, что на4,3 больше, чем в 2016-м. При этом ожидается, что рост производства в Китае составит 34,3 млн т.
На снижение глобального предложения алюминия указывают данные о его запасах в Японии. На конец февраля 2017 года в японских портах запасы этого металла составляли 282 тыс. т против 273,1 тыс. т месяцем ранее и 365,6 тыс. Т год назад. При этом премии на поставку алюминия в Японию во II квартале 2017-го увеличились до $128 за т. По данным International Aluminium Institute (IAI), среднесуточное производство алюминия в Китае в феврале этого года уменьшилось и составило 90,5 тыс. т против 95,2 тыс. т месяцем ранее. При этом общий объем выпуска китайского алюминия по итогам февраля сократился до 2,534 млн т против 2,95 млн т в январе.
В свою очередь, общее производство алюминия в мире(за исключением КНР) в январе 2017-го снизилось до 1,973 млн т против 2,17 млн т за аналогичный период прошлого года. Согласно прогнозу UniCredit, средняя цена алюминия в текущем году достигнет $1 800 за тонну. Похожей оценке придерживаются аналитики Citibank — по их мнению, этот показатель составит $1850 за тонну. В свою очередь, Goldman Sachs ожидает, что стоимость алюминия уже в IV квартале 2017-го — 1 квартале 2018 года превысит $2 000 за тонну.
Цинк
Самый большой рост цены в группе цветных металлов за прошлый год продемонстрировал цинк, котировки которого увеличились на 67% более чем до $2 500 за тонну. Скачок стоимости произошел на фоне закрытия нескольких шахт в 2015 году и общего сокращения объемов производства этого металла.
Однако в начале 2017 года цинк подешевел. Произошло это под влиянием фиксации прибыли от беспрецедентного ралли 2016 года. При этом сильно упасть ценам на цинк не дали забастовки на за воде Norund Income Fund в Квебеке и перебои в поставках этого металла из Перу: на руднике Volcan были объявлены форс-мажорные обстоятельства по поставкам из центрального региона страны на тихоокеанское побережье в связи с наводнением и оползнями.
Причем падение стоимости цинка наблюдалось на фоне дефицита его предложения на мировом рынке. По оценке International Lead and Zinc Study Group, нехватка предложения этого металла в конце января текущего года достигала 27 тыс. т против избытка в 8,8 тыс. т, имевшего место в конце декабря прошлого года. Тем не менее большинство экспертов дают благоприятные прогнозы по котировкам цинка в этом году. В основе положительных ожиданий лежит тот факт, что падение цен в 2015 году ни же $1 500 за тонну вынудило компании сокращать и закрывать цинковые предприятия. По оценкам японского производителя Mitsui Mining, отрасль можно считать рентабельной, если цены превышают $2 200 за тонну. Согласно прогнозу Citibank, средняя стоимость цинка в этом году превысит $2445 за тонну, тогда как во Всемирном банке и Deutsche Bank ожидают среднего уровня в $2 500 за тонну.
Медь
Положительная динамика на рынке меди оказалась значительно скромнее, чем рост стоимости цинка. Тем не менее в прошлом году ценовая конъюнктура улучшилась: красный металл по дорожал на 25, превысив отметку в $5800 за тонну. Происходило это в основном из-за нехватки глобального предложения меди.
По оценки International Copper Study Group (ICSG) дефицит на медном рынке в прошлом году достигал 50 тыс.т. При этом потребление рафинированной меди в 2016-м, увеличившись в Азии и Европе и снизившись в США и Японии, тем не менее продемонстрировало 2-процентный совокупный рост.
Что касается глобального производства медных руд, то по итогам прошлого года в совокупности с медным концентратом оно выросло на 7 в первую очередь за счет увеличения добычи на перуанских рудниках на 38. Однако несмотря на рост предложения, эксперты ожидают, что цены на медь в этом году будут находиться в восходящем трен де из-за ожиданий высокого спроса на этот металл со стороны США и Китая. По оценкам аналитиков, Поднебесная может столкнуться с дефицитом медного концентрата на уровне 80 тыс. т уже в этом году с последующим ростом этого показателя до 340 тыс. т в 2018-м. Нехватка может возникнуть из-за ограниченного предложения медного концентрата и роста спроса со стороны китайских инфраструктурных проектов. В свою очередь, в Goldman Sachs ожидают, что переизбыток меди на мировом рынке в 2017 году может составить 680 тыс. т по сравнению с 380 тыс. т по итогам 2016-го: «Мы ожидаем, что рост спроса со стороны Китая останется здоровым, хотя и умеренно замедлится согласно нашему базовому сценарию». Согласно прогнозу Всемирного банка, средняя цена меди в этом году достиг нет $5 600 за тонну. Более низкой оценке придерживаются в Goldman Sachs, называя отметку в $4913 за тонну.
СВИНЕЦ
Мировая добыча свинца, по оценке Iпtегпаtiопаl Lead and Zinc Study Group, в прошлом году снизилась на 7,5%, несмотря на рост его производства в Китае на 5,7%. На фоне падения добычи свинца повышалась его цена, которая в итоге выросла более чем на 20%.
Только в январе текущего года, согласно оценке ILZSG, дефицит на мировом рынке свинца составил 15 тыс. т против избытка в 7 тыс. т. в декабре 2016-го. В то же время коммерческие запасы свинца на конец января этого года достигли 490 тыс. т против 480 тыс. т в декабре 2016-го.
По данным компании Wood Mackenzie, дефицит на мировом рынке этого металла в прошлом году составил 38 тыс. т, а в 2017-м может вырасти до 86 тыс. т. При этом глобальное потребление свинца в 2016 году увеличилось на 2,8% —
до 11,2 млн т, а в 2017- ожидается рост на 1,3% — до 11,34 млн т.
Согласно отчету брокерской компании Sucden Financial, мировой рынок свинца в текущем году останется дефицитным, что вызовет продолжение роста цены на этот металл. Аналитики SF выявили и главную причину увеличения
стоимости — рост производства китайских автомобилей.
Однако, даже вне зависимости от ситуации в Китае, глобальное производство автомобилей будет расширяться. Например, в 2016 году мировой выпуск повысился на 3% — до 7,55 млн авто.
Ожидается, что помимо Китая рост потребления свинца — на 3,5% — произойдет в Европе, главным образом благодаря увеличению спроса в Великобритании, Италии, Испании и Чехии. А вот потребности в свинце в США увеличатся всего на 1%.
Что касается стран, которые обеспечат основную долю мирового предложения свинца в 2017-м, то, по данным ILZSG, ими останутся Австралия, страны Европы, США, Перу и, конечно, Китай. В прошлом году на долю последнего пришлось около 40% от мирового производства. Несмотря на то, что Россия занимает третье место в мире по запасам свинца, она по-прежнему сможет обеспечить не более 2% глобального предложения.
Если же говорить о ценовых прогнозах, то, по данным Всемирного банка, средняя цена свинца в 2017 году вырастет до $2 600 за тонну.
Олово
В 2016 году олово заняло второе место среди цветных металлов по темпам роста, подорожав с $14 645 до $19 912 за тонну, или почти на 27%. Такое стремительное ралли отраслевые аналитики объясняют сохранявшимся дефицитом предложения на мировом рынке.
Вместе с тем уже с января 2017-го крупнейший в мире экспортер олова — Индонезия начала восстанавливать объемы его поставок на мировой рынок, всего за месяц увеличив этот показатель на 15,1%. До этого Индонезия пыталась повлиять на мировой рынок и цены на олово, ограничивая его экспорт с 2013 года. Однако по мере роста производства этого металла в других странах мира индонезийцы были вынуждены пойти на увеличение зарубежных поставок, чтобы не потерять свою долю на рынке.
По оценкам компании ITRI, ожидается, что в этом году продолжится запуск новых проектов по добыче олова, что приведет к росту производства этого метал- ла в сумме примерно на 40 тыс. т в год.
Речь идет о 14 проектах, 8 из которых должны были быть запущены уже до конца 2017 года. Однако из-за потрясений на сырьевых рынках в конце 2015-го и в начале 2016 года часть проектов пришлось приостановить. Теперь же, после частичного восстановления цены на олово, эксперты ожидают возобновление роста инвестиционной активности в отрасли. Предполагается, что этот тренд поможет разнообразить источники поставок олова за счет предприятий, конкурентоспособных при затратах на уровне $11 336-14 602 за тонну. В то время как Индонезии экспорт выгоден при ценах выше $18 000 за тонну.
И все же, по прогнозам ряда экспертов, равновесие на глобальном рынке олова будет достигнуто в 2020 году при ценах $22 000-$23 000 за тонну, поскольку рост спроса на этот металл в ближайшие годы будет опережать его предложение.
Никель
На фоне прошлогоднего дефицита цены на никель также продемонстрировали уверенный рост, увеличившись на 24% — до $10 565 за тонну. Согласно данным International Nickel Study Group, нехватка на мировом рынке этого металла составила 49,5т против избытка в 91,4 т в 2015-м.
При этом в 2016 году наблюдался устойчивый рост спроса на этот металл в Азии — на 12,9% и Америке — на 10,8%. В целом же мировое потребление никеля превысило 2 032,5 тыс. т, что на 8% выше, чем годом ранее.
По оценке компании «Норильский никель», уже в этом году дефицит никеля может достичь 100 тыс. т, даже несмотря на тенденцию роста мировой добычи никеля. Например, в Индонезии и на Филиппинах только в январе этого года было добыто 23,5 тыс. т и 20,8 тыс. т соответственно.
При этом в середине января 2017 года правительство Индонезии объявило об ослаблении существующего запрета на экспорт необработанных минеральных руд. А индонезийское Министерство энергетики и минеральных ресурсов 2 марта выпустило Указ №1051, в котором определены стандарты для определения объемов экспорта никелевой руды. Как результат, теперь любой производитель никеля, который эксплуатирует завод по обогащению руды и имеет необходимые разрешения, будет допущен к экспорту 100 обрабатываемой в настоящее время руды.
Добывающие мощности Индонезии оцениваются Wood Масkепziе в 24 млн унций, что потенциально равно 240 тыс. т никеля, пригодного к экспорту. Кроме того, любая компания, которая одобрила планы по строительству завода по переработке, имеет право экспортировать руду, эквивалентную полной мощности предприятий.
По оценке Wood Mackenzie, Индонезия сможет дополнительно отгружать за рубеж 70 тыс. т никеля в руде, что в общей сложности создает потенциал экспорта в 310 тыс. т. Такие объемы в целом сопоставимы с 342 тыс. т, добываемых на Филиппинах. Это говорит о том, что Индонезия вполне может потеснить филиппинских поставщиков.
При этом, как сообщает Reuters, природоохранное агентство Филиппин разрешило восьми приостановленным предприятиям по добыче никелевой руды отгружать ее запасы, временно увеличив предложение от крупнейшего в мире экспортера сырья. В совокупности это создает риски для продолжения роста цен на никель, поскольку дополнительные объемы предложения могут вызвать новый обвал цен на этот металл.
Тем не менее ситуация на рынке никеля остается позитивной. Как отмечает международное рейтинговое агентство Fitch, физического металла очень мало: часть никелевых шахт на Филиппинах по-прежнему закрыты на реконструкцию и не экспортируют руду. При этом в агентстве ожидают дефицит никеля по итогам этого года в размере 45 тыс. т.
Хорошим подспорьем для роста цен, по мнению Bank of America Merrill Lynch, может стать увеличение его потребления в производстве литийионных аккумуляторов для быстро растущего рынка электромобилей. Ожидается, что потребление никеля в этом сегменте может вырасти с 20 тыс. т в 2016-м до 250 тыс. т к 2030 году.
Как результат, аналитики Citigroup ожидают среднюю стоимость этого металла в текущем году на уровне $10 520 за тонну, а согласно консервативному прогнозу Renaissance, уже к 2020-м никель может подорожать до $15 000.
Источник: Kazakhstan Business Magazine