Интервью с геологом АО НГК «Казгеология».
День геолога учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1966 года в ознаменование заслуг советских геологов в создании минерально-сырьевой базы страны. Праздник приходится на первое воскресенье апреля, что связано с началом подготовки к летним работам и сборами в экспедиции.
С обретением суверенитета Казахстан продолжил традицию празднования дня геолога в первое воскресенье апреля, согласно Указу Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева от 20 октября 2011 г.
Профессия геолога сочетает в себе каждодневный напряжённый труд, требует глубоких теоретических знаний и беззаветной преданности делу.
Сегодня у нас завершающая история — интервью с Главным Геологом АО «Национальная геологоразведочная компания «Казгеология» Хамзиным Берикболом Серикбаевичем.
Почему именно геология? Как Вы поняли, что хотите стать геологом?
— Наверное, потому что я вырос в геологическом поселке в семье геолога и уже в школьные годы летом выезжал с отцом в поле. И мне полевая жизнь здорово нравилась, хотя я тогда ничего не знал о понятии -романтика. И другие профессии я даже не рассматривал, хотя уже работая иногда ловил себя на мысли – что археология, тоже неплохая альтернатива. Особенно, когда в маршрутах обследовал старые курганы, следы древних горных выработок и поселений, где иногда находил каменные и железные наконечники стрел, обломки украшений, посуды.
Ваша самая запоминающаяся экстремальная геологическая экспедиция?
— Самая запоминающаяся экспедиция у меня была на производственной практике на Дальнем Востоке, когда в Хабаровской экспедиции в составе Коларской партии я работал 4 месяца на западе Амурской области в районе строящейся Байкало-Амурской магистрали. Наша партия занималась поисками титано-магнетитовых, ильменитовых руд в условиях залесенных гольцов и заболоченных марей. Там я впервые летал в поля на вертолетах, перемещались в полях на ездовых оленях, в горных реках ловил тайменей и хариусов, и нас беспощадно «ели» всевозможные виды гнуса. При этом мы на этом не «зацикливались», романтика била через край, особенно для меня – сына степей.
Насколько сегодня изменилась геологическая разведка со времен ваших первых разведок?
— Сегодня геологическая разведка стала более технически оснащенной – есть жипиэски, экспресс-анализаторы и другие приборы, без нот-бука даже в поле тяжело представить себе геолога. Сегодня геолог хочет жить в благоустроенных вагонах, снимать жилье в ближайших поселках, даже если они расположены не очень близко, то есть им нужен комфорт. Наверное, это правильно и понятно, и так должно быть.
Кто такой современный геолог, и какие у геолога необходимые инструменты?
— Современный геолог сегодня немного избалован «цивилизацией», но необходимые инструменты остались прежними — ум, молоток и компас.
Девиз геологов – Умом и молотком –Mente et malleo по-прежнему актуален.
Сколько времени требуется для открытия месторождения?
— Так как открытием месторождения считается установление его пригодности к экономически целесообразной отработке, чему предшествует полный цикл геологоразведочных работ, начиная с момента выявления точки рудной минерализации, геофизической аномалии и завершения всех стадий геологоразведочных работ, то для открытия месторождения может понадобится до 10-15 лет.
Какое месторождение Вы планируете открыть?
— С учетом того, что возраст уже не позволяет начинать работу на полевых участках с маршрутов, то возможно анализируя полученные результаты по проектам и подсказывая молодым коллегам направления дальнейших работ нам и удастся открыть не одно месторождение твердых полезных ископаемых.
За что Вы любите профессию геолога?
— За то же самое, когда ее выбирал.
Что Вы можете посоветовать будущим геологам?
— Постарайтесь вернуть себе романтическое отношение к профессии геолога.