В Казахстане обсудили вопросы недропользования
“Правовой режим недропользования в рамках проекта Кодекса Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”. Круглый стол по этой теме проведен 27 октября Комитетом Мажилиса по вопросам экологии и природопользованию под председательством руководителя рабочей группы Шавхата Утемисова.
Наряду с депутатами в обсуждении приняли участие представители госорганов, НПП “Атамекен”, крупных ассоциаций и объединений в сфере недропользования: АО “Самрук-Казына”, “КазМунайГаз”, Казэнерджи, АПГО, АГМП, Евразийской промышленной ассоциации, а также общественные деятели.
Открыл заседание председатель Комитета Мажилиса Глеб Щегельский, сообщив о целях круглого стола, проводимого для всестороннего рассмотрения новых подходов в регулировании сферы недропользования. С основным докладом выступил вице-министр по инвестициям и развитию Тимур Токтабаев.
О фундаментальных и прикладных возможностях правовых новелл Кодекса рассказала секратарь Комитета Мажилиса Галина Баймаханова (тезисы):
Рассматриваемый Кодекс сам по себе является одной большой новеллой и открывает путь в цивилизованное недропользование с новыми фундаментальными и прикладными возможностями.
Учет лучшей мировой практики и внедрение новых национальных стандартов KAZRC на основе международных стандартов CRIRSCOвкупе с собственным богатым опытом государства, профессионально занимающегося недрами много десятков лет и входящего в мировой клуб недропользователей, позволили выйти на новый уровень кодифицированного законодательства в этой сфере, и это очевидный прогресс. Благодаря новым принципам и механизмам, запускаемым правовыми нормами Кодекса, должна кардинально измениться вся сфера недропользования, особенно изучение недр и получение достоверной информации об их ресурсах и запасах. Однако хорошие принципы и стандарты сами собой работать не будут. Их надо наполнять содержанием, определенными смыслами и последовательными действиями не только в законодательстве, но и в развитии отраслей МСК и совершенствовании общественных отношений в них. Ведь именно от модернизации геологической отрасли, создании ее современной инфраструктуры, стабильного финансирования и новых институтов саморегулирования в сложной научной профессиональной геологической среде, зависит пополнение банка привлекательных объектов для недропользования, который сейчас исчерпан, появление института компетентных лиц (независимых экспертов) – специалистов надлежащей квалификации и опыта работы, являющихся членами этих саморегулируемых организаций и соблюдающих нормы Кодексов РК о НиН, KAZRC, этики и правил профессионального поведения. Это позволит получать достоверную, однозначную и значимую для инвестора информацию, подтвержденную подписью компетентного лица. В случае выявления несоответствий в итоговых документах по геологоразведке компетентное лицо совместно с компанией, выполняющей работы, несут полную материальную и профессиональную ответственность, предусмотренную законодательством РК и положениями уставов отраслевых саморегулируемых некоммерческих организаций, членами которых они являются. В дополнение к этим мерам необходимо принять также меры к упорядочению специфического рынка сервисных геологических услуг путем создания института повышения и подтверждения квалификации сотрудников и аккредитации предприятий отрасли.
Внедрение принципов прозрачности и доступности имеющейся геологической информации будет как раз способствовать таким прогностическим задачам, но пока не решится вопрос с секретностью геологических материалов, дело с места не сдвинется. Новая информация о геологическом изучении недр и результатах геологоразведки, получаемая с использованием современных технологий в соответствии с требованиями Кодекса KAZRCза счет инвесторов или, так называемых, юниорских (сервисных геологических) компаний, является их интеллектуальной собственностью (собственностью первооткрывателей). Разумно, что предусмотрен императив о праве авторов свободно реализовывать полученную информацию в течение 2-х – 5-ти лет, в то время, когда государству такая информация будет передаваться по мере ее появления бесплатно. Таким образом, будет формироваться институт первооткрывательства в области геологии на новом витке ее развития. Особая роль в этих процессах отводится Программе управления недрами РК.
Государственное геологическое изучение недр (ГГИН) должно заканчиваться созданием геологических карт нового поколения,по сути представляющих собой двухмерные геоинформационные модели, привязанные к земной поверхности. Их совмещение с геоинформационными системами (ГИС) позволяет получать любые срезы в плане, а имеющаяся база данных способствует качественному специальному (тематическому) картографированию. Уже возникает необходимость перехода к объемному картированию. Существующие ГИ-системы на эти задачи не рассчитаны и требуют разработки дополнительных программных ресурсов. Задачи такого типа сложности геология в одиночку не потянет, поэтому надо войти в Национальную Программу “Цифровой Казахстан”. Именно этот этап, выполненный на средства государства с привлечением бизнеса, позволит выделить перспективные участки и объекты под геологоразведку.
Таким образом, считаем, что реализация новелл Кодекса о недрах и недропользовании и требований международных и национальных стандартов призваны обеспечить конструктивное сотрудничество государства с профессиональным сообществом и бизнес-средой на условиях взаимного интереса, объединения усилий и правильного использования появляющихся возможностей. Достижение такого уровня законодательства, внедрение новых принципов и методов в сфере недропользования, особенно в области геологического изучения недр, должно привести к повышению доверия инвесторов и соответственно к увеличению инвестиций в недропользование и восполнению минерально-сырьевой базы страны.