Учёные предсказали глобальную экологическую катастрофу уже во второй половине ХХI века
В Санкт-Петербурге прошёл Международный Европейский Симпозиум EUROCK 2018. По мнению его делегатов, одна из основных проблем человечества – постоянно растущее потребление, обеспечить которое без увеличения добычи полезных ископаемых и, как следствие, нарушения экосистем, невозможно. Способна ли наша цивилизация избежать катастрофы глобального масштаба?
Техногенное воздействие на земные недра и атмосферу давно признаны основной причиной многочисленных экологических вызовов, возникших ещё в ХIХ веке. Массовое вымирание сотен тысяч видов флоры и фауны, таяние полярных льдов, исчезновение лесов, загрязнение мирового океана – это далеко не полный перечень проблем, с которыми столкнулась наша планета вследствие стремления человека к техническому прогрессу.
Однако отказаться от его достижений, значит вернуться в каменный век. Практически все блага цивилизации, будь то электричество или тепло в наших домах, автомобили, смартфоны и многое-многое другое, могут быть созданы лишь в том случае, если добывающие компании предложат рынку необходимое для их производства сырьё.
«Одна из самых серьёзных проблем – это минимизация экологических рисков. Понятно, что любая технология, которая используется при работе с недрами, воздействует на биосферу. Но для того, чтобы обеспечить поступательное развитие социальной среды, нам необходимо продолжать добычу и переработку полезных ископаемых. Поэтому вопрос заключается не в том, добывать или не добывать, а в том, чтобы причинить как можно меньший урон экологии, привлекая лучшее оборудование, лучшие технологии, ужесточая требования к работе профильных компаний», – уверен ректор Санкт-Петербургского Горного университета Владимир Литвиненко.
Директор Института проблем комплексного освоения недр РАН Валерий Захаров говорит о том, что рост населения Земли и повышение качества жизни провоцирует увеличение техногенного воздействия на массив горных пород. Сейчас в расчете на одного человека добывается 200 тонн горной массы в год, и если не поменять технологии, подход к разработке месторождений, то к 2050 году объём добычи увеличится в 4 раза. Это станет своеобразной «красной чертой», после достижения которой предотвратить глобальную экологическую катастрофу будет практически невозможно.
«Благоприятные для добычи месторождения полезных ископаемых стремительно истощаются, растут глубины, на которых лежит сырьё. Усугубляют ситуацию горные удары и выбросы метана, приводящие к гибели людей в самых разных частях планеты. Необходимо эффективно реагировать на эти вызовы и оперативно находить решения, которые позволят снизить смертность и нагрузку на экологию, а также повысить рентабельность производства», – отмечает Валерий Захаров.
Учёный считает, что для этого необходимо выводить процесс организации производств на новый, более качественный уровень. А сами горнотехнические работы рассматривать как единый комплекс мероприятий, который требует постоянного научного сопровождения, от начала до завершения эксплуатации карьера, шахты или скважины. Создание такой системы невозможно без повышения уровня профессионализма инженеров.
«Мы должны не просто учить наших студентов, давать им современные знания, но и мотивировать молодых специалистов, которым вскоре предстоит выйти на сцену, к постоянному самосовершенствованию. Для того, чтобы наша отрасль развивалась, им необходимо учиться на протяжении всей жизни. Просыпаясь, они должны говорить себе: давайте научимся чему-нибудь сегодня. И возвращаясь вечером домой понимать, что это произошло. Такой подход позволит снизить риски, связанные с геоопасностью, и снизить воздействие на окружающую среду», – согласен со своим коллегой вице-президент Международного сообщества геомехаников ISRM по Латинской Америке Серджио да Фонтура.
Процессы добычи и переработки сырья становятся всё более технологичными и наукоёмкими. Требования к квалификации специалистов, занятых в этих отраслях, постоянно растут, но система высшего технического образования не учитывает эту тенденцию. Многие университеты не задумываются о развитии образовательных стандартов и даже упрощают в погоне за абитуриентами свои учебные программы.
«Исчезают дисциплины, которые определяют будущее отрасли – сопромат, начертательная геометрия, высшая математика. А ведь это не просто знания, это предметы, формирующие специалиста. Они активизируют нейроны, без работы которых невозможно принимать адекватные решения», – сетует Владимир Литвиненко.
Ректор Санкт-Петербургского Горного университета убеждён, что выпускник любого, даже самого лучшего вуза, не может вместе с дипломом автоматически получать статус инженера. Для того чтобы стать по настоящему квалифицированным специалистом ему необходимо отработать на производстве 2-3 года, а затем пройти аттестацию профессионального сообщества. Признание маститых коллег будет не только способствовать карьерному росту молодого инженера, но и послужит для него стимулом к дальнейшему саморазвитию.
Спрос на высококвалифицированную рабочую силу сегодня велик, как никогда, и, по прогнозам экспертов, продолжит увеличиваться. Но способна ли высшая школа и система послевузовского образования предложить рынку достаточное число профессионалов? Тех специалистов, которым через 10-20 лет предстоит давать обоснованные прогнозы экологических последствий эксплуатации и рекультивации предприятий, внедрять экологически чистые технологии? От ответа на этот вопрос, в первую очередь, зависит, сумеет ли человечество избежать экологической катастрофы.